Не так много родителей задумываются о том, как они воспитывают своего ребенка. Воспитывают да воспитывают. Как-то... Как воспитывали их, как считают правильным... И далеко не каждый интересуется тем, насколько его методы воспитания приносят его ребенку пользу, а не причиняют вред. А ведь это отнюдь не ерунда, ведь все мы родом из детства, и проблемы в уже взрослой жизни, с которыми люди сталкиваются, были заложены (в некотором смысле запрограммированы) именно в детстве, благодаря тому или иному воспитанию. Ведь в процессе воспитания ребенок впитывает в себя массу тех или иных ограничений, которые в последствии приводят к малоприятным результатам. Например, вполне определенные методы воспитания формируют привычку человека постоянно перекрывать себе кислород, не давать себе развиваться, загонять себя в серьезно ограничивающие рамки, и, как следствие, постоянно ощущать себя несчастливым, подавленным, и для этого такой человек всегда находит вроде объективные причины. Он привык их находить. Его этому научили. Кто научил? Родители и иные лица, осуществляющие воспитательные функции.
Вот список представлений и действий, которыми руководствуются родители при воспитании детей, обучая их прерывать себя, не давая развиваться и выражать себя. Этот перечень составила известный психолог Алис Миллер и назвала его «отравляющей педагогикой».
1. Родители - хозяева (не слуги!) зависимого от них ребенка.
2. Родители определяют, что хорошо и что плохо.
3. Ребенок несет ответственность за гнев родителей. Если они сердятся - виноват он.
4. Родители всегда должны быть защищены.
5. Детское самоутверждение в жизни создает угрозу автократичному родителю.
6. Ребенок должен быть сломлен, и чем раньше, тем лучше.
7. Все это должно произойти, пока ребенок еще совсем маленький, чтобы он " не заметил" этого и не был бы в состоянии разоблачить родителей.
Методами, которыми добиваются послушания в таких случаях, могут быть психологические ловушки, обман, двуличность, увертки, отговорки, манипуляции, тактика устрашения, отвержение любви, изоляция, недоверие, унижение, презрение, насмешки и принуждение, вплоть до истязания. Основываясь на этих "правилах", "отравляющая педагогика" выдвигает следующие установки:
* любовь - это обязанность;
* родители заслуживают уважения только потому, что они - родители;
* дети не заслуживают уважения просто потому, что они - дети;
* высокая самооценка вредна;
* низкая самооценка делает людей альтруистами;
* нежность (сильная любовь) - вредна;
* удовлетворять детские желания - неправильно;
* суровость, грубость и холодность - хорошая подготовка к жизни;
* лучше притворная благодарность, чем честная неблагодарность;
* то, как вы себя ведете, важнее, чем то, что вы на самом деле есть;
* родители не переживут, если их обидеть;
* родители не могут говорить глупости или быть виноватыми;
* родители всегда правы и т.д.
Причины такого "воспитания" не в том, что родители целенаправленно хотят воспитать злодеев или рабов. Они совершенно искренне убеждены, что делают все для блага ребенка. "Для твоего собственного блага", - говорит, да и думает, такой родитель, калеча своего ребенка.
Вот возможные родительские мотивы:
1. Бессознательная потребность перенести на другого унижение, которому подвергались сами.
2. Потребность найти выход для подавленных чувств.
3. Потребность обладать и иметь в своем распоряжении живой объект для манипулирования.
4. Идеализация собственного детства и собственных родителей как форма самозащиты.
5. Страх проявления своих эмоций, уничтоженных в зародыше, в своих собственных детях.
6. Реванш за боль, которую родитель когда-то пережил (нередко в детстве).
В каких случаях родители и педагоги не могут быть свободными от того влияния, которое было оказано на них их собственным воспитанием? Если взрослые рано научились игнорировать свои чувства, не принимать их всерьез, они испытывают дефицит чувствительности, необходимой для успешного воспитания ребенка, и они будут стараться применять уже готовые «универсальные» педагогические принципы как подпорку (костыль). Поэтому при определенных обстоятельствах они не проявят нежности из-за страха избаловать ребенка, а в других случаях скроют негативные эмоции, потому что это противоречит педагогическим принципам.
Если взрослых в детстве не учили осознавать свои собственные чувства, они будут чувствовать себя неуверенно и зависимо от "фирменных" педагогических правил, от готовых шаблонов. Следовательно, крайне важно уметь осознавать свои чувства и учиться этому самому, принимая ответственность за свою жизнь и собственное развитие, что в последствии серьезно сказывается на воспитании детей.
О важной роли чувств в нашей жизни я уже рассказывала в предыдущей статье «Игнорирование чувств».
Подготовлено с использованием материалов книги Н. Рубштейн
«Жизненные сценарии»
|