Обращали ли вы внимание на то, в какие игры играют сегодняшние дети, чем они увлечены? Если нет, то стоит уделить этому внимание. С одной стороны сегодняшние дети стали меньше играть на улице, чем это было раньше, с другой – их времяпрепровождение стало другим. Думаю, что сегодняшние взрослые хорошо помнят свой детский досуг - свои компании и игры во дворе. Это была отдельная и очень насыщенная часть жизни, которую не смогут заменить никакие гаджеты или развивающие занятия. А родительский запрет на прогулку был реальным наказанием. Сейчас многое изменилось, и детский досуг в том числе.
Игры детенышей у млекопитающих имеют совершенно отчетливый и никем вроде бы не оспариваемый смысл: они готовят зверят ко взрослой жизни, развивают необходимые в ней навыки и умения. Олененок, рысенок и выдренок играют по-разному. Почему так, думаю, никому не надо объяснять.
Досуг во дворе нашего детства способствовал подготовке сильных, ловких, способных к самоорганизации приматов с очень низкой степенью специализации. Мы не пахали как бы землю и не пасли как бы скот, как крестьянские дети. Не изготавливали маленькие бумеранги, как австралийские аборигенчики. Не гоняли игрушечные оленьи стада и не запрягали собачью упряжку, как дети чукчей. Дети нашего дворового детства — это дети служащих и городского пролетариата. А дальше перестройка и ее результаты... Смотрим, что делают теперешние дети, к чему они готовятся. Разговаривают (куда лучше, чем мы, в их возрасте мы были почти бессловесными), в игры с правилами играют по инструкции (компьютер) или под руководством взрослых (это удобно, легче будет ими управлять). Знают языки (сейчас стало модно с ранних лет изучать иностранные языки, несмотря на то, что родного дети нередко толком не знают) и вообще больше и разнообразнее информированы благодаря СМИ (мы же в сравнении с ними ничего толком не знали о мире). Любят посещать магазины (естественно, если не вырастим потребителей-маньяков, кто же все это избыточное барахло покупать станет?). Не пережевывая, могут проглотить невероятное количество информации (кино, музыка, телевизор, реклама и т. д.) Трогательно привязаны к своим гаджетам, а к реальным, неадаптированным контактам относятся достаточно настороженно (даже на тот двор, где и должно вроде бы проходить их «обезьянье» становление, их родители то и дело не пускают, загружая всякими кружками, секциями и т. д.).
Что же имеем на выходе? Вербально (иногда говорит на нескольких языках) развитый, с подавленной агрессией, общающийся с миром через «коробочку», для самореализации ждущий инструкций извне, со страстью к приобретательству и потреблению (все равно чего — от кастрюль до выставок по искусству), способный длительно (почти до старости) обучаться индивид. Собственно игровая деятельность была сублимирована в иных занятиях и часто проявляется в более позднем возрасте — ролевые игры по книгам, системные компьютерные игры, историческая реконструкция и т. д. Вот такие результаты. Нравится это или нет, однако это факт. А что с ним делать, каждый родитель решает сам.
При подготовке статьи использованы материалы книги Е. Мурашовой «Лечить или любить»
|