Ситуация в которой мы не отслеживаем, что с нами происходит, что мы чувствуем, видим и слышим, что мы хотим и чему препятствуем, ограничивает нас в наших маневрах, выборах, поскольку у нас слишком мало информации для того, чтобы выбирать. А выбирать ведь можно всегда…И мы выбираем и цель, и средства ее достижения.
Смысл любого обучения или тренировки сводится к тому, чтобы приобрести навыки, которых не было раньше. В первую очередь важна разница - между тем, какие навыки есть и тем, чего хочется достичь. Для этого необходимо определить, что и как я делаю сейчас, и в чем будет новизна, в чем разница между действительным и желаемым, причем определить не теоретически (размышляя об этом), а практически, через свои ощущения. Этот процесс сводится к ответам на вопросы: «Что у меня есть?», «Что я делаю?», «Как я делаю?», «Что я при этом чувствую?» и т.д.
Процесс тренировки тела сводится к отслеживанию (осознаванию) навыков своего движения и корректировке этих навыков. Процесс психологической тренировки сводится к осознаванию своих навыков реагирования в различных ситуациях и корректировке этих навыков.
Однако успех и в том, и в другом не определяет одно лишь только осознавание себя. Чтобы изменить себя (движение своего тела, свое здоровье, реакции, личную ситуацию в жизни, отношения с людьми, привычки) кроме осознавания "как я это делаю обычно", а так же "как я это делаю сейчас", важно научиться видеть, чем так важны для нас привычные действия (какова выгода). До тех пор, пока неосознанная важность привычных действий будет влиять на наши поступки, никакая сознательная корректировка не изменит этих навыков. А еще важно осознавать, как вы не даете себе делать то, что вы хотите и в чем вы реально нуждаетесь.
Преодоление трудностей реально, если:
1) налажен процесс осознавания себя,
2) есть представление о том, как корректировать себя, создавать новые модели своего поведения, более адекватные существующей действительности, чем те, которыми пользовались раньше под влиянием своих защитных механизмов.
А теперь подробнее о каждой составляющей.
1) Осознавание представляет собой ряд простейших психологических упражнений по концентрации внимания на конкретной части своего восприятия. Контакт с окружающим миром, являющий собой постоянное осознавание происходящего с вами и производимого вами, не подразумевает постоянной настороженности, признака хронической тревожности, обычно основанной на непонимании. Упражнение на осознавание получаемой информации может начинаться словами «Я осознаю, что я вижу... (слышу, представляю, ощущаю кожей и т.д.)» и продолжаться перечислением всего, что регистрируют глаза (уши, внутреннее зрение, рецепторы кожи и т.д.). Более сложные упражнения - на отслеживание собственных чувств как реакций на получаемую информацию. Чувства и ощущения являются самыми главными информаторами о самом человеке и индикаторами достоверности внешней информации. Проблема современных людей заключается в том, что у большинства с детства отработаны приемы подавления своих чувств с целью соответствия той или иной социальной ситуации (об этом статья была ранее). И таким образом все мы частично слепы и глухи к происходящему, а потому часто не можем понять, почему с нами случаются какие-то часто повторяющиеся ситуации. Причем чаще всего не самые приятные ситуации. Но подавление чувств не освобождает нас от них, а переводит их в другое русло – рождает вторичные чувства, различные толкования, которые становятся основой мышления и мировоззрения, часто далекого от реальности, а так же в психосоматические явления: головные и мышечные боли, спазмы, нарушения пищеварения и кровообращения. Эти проблемы от мировоззренческих до проблем со здоровьем могут явиться серьезным ограничением для создания новых навыков, для усовершенствования себя-в-действии как в деятельности, так и в умении жить и общаться, решать ежедневные задачи своего существования.
2) Корректировка – представляет собой ряд упражнений, отучающих от привычных действий, диктуемых привычными реакциями. Это такие техники, как «не-делание», например. Данные упражнения имеются в различных методиках и каждый может подобрать то, что ему нравится.
Подготовлено с использованием материалов книги Н. Рубштейн «Жизненные сценарии»
|