Игра в спасение настолько распространена в нашей жизни, что становится привычной. Привычной для всех: и для тех, кого спасают, и для тех, кто спасает.
Люди, которые помогают другим людям (священники, социальные работники, психологи, врачи, психиатры), делающие это платно или бесплатно, рано или поздно вместо удовлетворения от работы и энтузиазма начинают переживать негативные чувства: бесконечную ответственность и разочарование, оттого что им не удается помочь. Вследствие этого люди, которым они помогают, начинают казаться им беспомощными и безнадежными, или ленивыми и не желающими меняться, или даже неизлечимыми. Так как клиенты кажутся им беспомощными, люди «помогающих профессий» берут на себя полную ответственность за их состояние, решая каждую их проблему и не ожидая никаких усилий от другой стороны. Что естественно не приводит к конструктивному результату.
Игра в спасение постоянно фигурирует в психотерапевтической работе. Яркий пример - клиент - алкоголик. Такой клиент в процессе терапии нередко может представляться психотерапевту беспомощной Жертвой и в таком случае психотерапевт принимает его позицию и приступает к лечению, не требуя со стороны клиента никаких обязательств. В то время как клиент не проявляет ни малейшего интереса и ни малейшего желания излечиться, терапевт вовсю разыгрывает роль благородного Спасителя, делая значительно больше половины всей работы, так как единственное обязательство, которое берет на себя клиент, — являться на сеансы терапии. Алкоголик «демонстрирует прогресс» и, когда все уже думают, что он начал исцеляться, неожиданно возвращается к своей привычке, что отчасти является местью терапевту за его доминирующее положение. Это уже естественный ход Жертвы, которая превращается в Преследователя, в то время как Спаситель становится Жертвой. После того как клиент отыграет преследование (нередко оно сочетается с полночными звонками терапевту домой и просьбами о помощи), роль Преследователя передается терапевту, а клиент при этом возвращается в первоначальную позицию Жертвы. Несмотря на то, что пример приведен с алкоголиком, такие ситуации случаются и с другими клиентами, предпочитающими не брать ответственность за свою жизнь и выбирающими находиться в позиции Жертвы.
Большинству людей в принципе нередко приходилось (либо приходится) все больше и больше включаться в решение чьих-нибудь проблем, в то время как этот человек становился все пассивнее, и наконец, его проблемы больше интересовали нас, чем его самого. Большинству также доводилось, вложив много энергии в помощь другому человеку, злиться на него и в той или иной форме преследовать его.
Стоит отметить, что некоторые люди, некоторые отношения и некоторые организации могут функционировать только в рамках треугольника спасения. В таких ситуациях человек лишается свободы вести себя иначе, нежели в рамках одной из трех ролей, т.к. человек, если только он не играет роль Жертвы или Спасителя, не может участвовать ни в каких взаимодействиях. Общение с таким человеком или организацией почти всегда требует включения в игру. Например, трудно общаться с алкоголиком, который играет Жертву в поисках Спасителя, не спасая и не преследуя его. Иными словами, если собеседник не проявляет желания спасать или преследовать алкоголика, тот не испытает к нему интереса. То же верно для некоторых людей, которые стремятся всегда играть роль Жертвы или Спасителя в отношениях. Отношения с такими людьми или организациями крайне напряжены в том случае, когда субъект не хочет играть в «Спасение». А так как его могут начать преследовать просто за то, что он не участвует в игре, то уже само нахождение в ситуации становится участием в игре «Спасение».
В любом случае, когда один человек спасает другого человека, делая для него то, чего он не хочет делать, выполняя больше 50% их общей работы, или не прося о том, что ему нужно, в уме Спасителя имеется допущение, которое гласит, что Жертва в определенном отношении беспомощна, не может позаботиться о себе или в чем-то хуже Спасителя. Акт спасения поддерживает и усиливает неравное соотношение сил, существующее между Спасителем и Жертвой, исключая принятие позиции «Люди в порядке и способны позаботиться о себе сами». Отказ от позиции превосходства и уверенности в том, что некото0ые люди беспомощны, — трудный поступок, но только он может вывести на путь сотрудничества и привести к выходу из игры в спасение.
Вот несколько пунктов, касающихся игры в спасение и того, как ее избежать.
1. Любая ситуация, в которой один человек нуждается в помощи другого, является потенциальной ситуацией спасения, где нуждающийся в помощи человек может превратиться в Жертву, а добровольный помощник — в Спасителя. Роль Спасителя предполагает доминирование над Жертвой, отрицание или принижение ее способностей, принятие просьбы о помощи без требования равного участия или навязывание своей помощи, когда о ней не просили. Следовательно:
- Не помогайте без договора (это в большей степени касается профессиональной помощи).
- Не считайте, что человек, которому вы помогаете, беспомощен.
- Человеку, который ощущает свою беспомощность, помогите найти доступный ему способ помочь себе.
- Не делайте больше половины работы в ситуации помощи, требуйте, чтобы тот, кому помогаете, делал не меньше половины работы.
- Не делайте того, чего вы не хотите делать.
2. Роль Спасителя предполагает его превосходство над Жертвой. Роль Жертвы предполагает приниженность по отношению к Спасителю. Играя и ту и другую роль, вы неизбежно накапливаете раздражение, которое превращает вас в Преследователя.
Преследование - неизбежный результат спасения или исполнения роли Жертвы, пропорционально по своей интенсивности роли, которая игралась до него. Следовательно:
♦ Избегайте любого поведения, которое может поставить вас в позицию превосходства.
♦ Если вы злитесь на человека, значит, вы спасали его:
- взяв на себя больше половины работы или
- сделав что-то, чего вы не хотели, из страха обидеть человека и в результате потерпев неудачу. Например: выслушали человека, когда вам на самом деле было скучно или вы устали; продолжали взаимодействие, когда оно явно не было конструктивным.
Подводя итоги, напомню, что мы спасаем другого человека, когда:
- Делаем за него то, чего не хотим делать.
- Делаем больше 50% работы, помогая ему.
Подготовлено с использованием материала книги
«Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна» К. Штайнера
Приглашаю к обсуждению!
|