Сайт

для самопознания и развития личности
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 26
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Октябрь » 11 » Как не играть в спасение
16:27
Как не играть в спасение

Игра в спасение настолько распространена в нашей жизни, что становится привычной. Привычной для всех: и для тех, кого спасают, и для тех, кто спасает.

Люди, которые помогают другим людям (священники, социальные работники, психологи, врачи, психиатры), делающие это платно или бесплатно, рано или поздно вместо удов­летворения от работы и энтузиазма начинают пережи­вать негативные чувства: бесконечную ответственность и разочарование, оттого что им не удается помочь. Вследствие этого люди, которым они помогают, начи­нают казаться им беспомощными и безнадежными, или ленивыми и не желающими меняться, или даже неизле­чимыми. Так как клиенты кажутся им беспомощными, люди «помогающих профессий» берут на себя полную ответ­ственность за их состояние, решая каждую их проблему и не ожидая никаких усилий от другой стороны. Что естественно не приводит к конструктивному результату.

Игра в спасение постоянно фигурирует в психотерапевтической работе. Яркий пример - клиент - алкоголик. Такой клиент в процессе терапии нередко может представляться психотерапевту беспомощной Жертвой и в таком случае психотерапевт принимает его позицию и приступает к лечению, не требуя со стороны клиента никаких обязательств. В то время как клиент не прояв­ляет ни малейшего интереса и ни малейшего желания излечиться, терапевт вовсю разыгрывает роль благород­ного Спасителя, делая значительно больше половины всей работы, так как единственное обязательство, кото­рое берет на себя клиент, — являться на сеансы терапии. Алкоголик «демонстрирует прогресс» и, когда все уже думают, что он начал исцеляться, неожиданно возвраща­ется к своей привычке, что отчасти является местью те­рапевту за его доминирующее положение. Это уже естественный ход Жертвы, которая превращается в Пресле­дователя, в то время как Спаситель становится Жертвой. После того как клиент отыграет преследование (нередко оно сочетается с полночными звонками терапевту домой и просьбами о помощи), роль Преследователя передает­ся терапевту, а клиент при этом возвращается в пер­воначальную позицию Жертвы. Несмотря на то, что пример приведен с алкоголиком, такие ситуации случаются и с другими клиентами, предпочитающими не брать ответственность за свою жизнь и выбирающими находиться в позиции Жертвы.

Большинству людей в принципе нередко приходилось (либо приходится) все больше и больше включаться в решение чьих-нибудь проблем, в то время как этот чело­век становился все пассивнее, и наконец, его проблемы больше интересовали нас, чем его самого. Большинству также доводилось, вложив много энер­гии в помощь другому человеку, злиться на него и в той или иной форме преследовать его.

Стоит отметить, что некоторые люди, некоторые отношения и некоторые организации могут функционировать только в рамках треугольника спасения. В таких ситуациях че­ловек лишается свободы вести себя иначе, нежели в рамках одной из трех ролей, т.к. человек, если только он не играет роль Жертвы или Спасителя, не мо­жет участвовать ни в каких взаимодействиях. Общение с таким человеком или организацией почти всегда требует включения в игру. Например, трудно общаться с алкоголиком, который иг­рает Жертву в поисках Спасителя, не спасая и не пресле­дуя его. Иными словами, если собеседник не проявляет желания спасать или преследовать алкоголика, тот не испытает к нему интереса. То же верно для некоторых людей, которые стремятся всегда играть роль Жертвы или Спасителя в отношениях. Отношения с такими людьми или организациями край­не напряжены в том случае, когда субъект не хочет играть в «Спасение». А так как его могут начать преследовать просто за то, что он не участвует в игре, то уже само на­хождение в ситуации становится участием в игре «Спа­сение».

В любом случае, когда один человек спасает другого человека, делая для него то, чего он не хочет делать, вы­полняя больше 50% их общей работы, или не прося о том, что ему нужно, в уме Спасителя имеется допущение, ко­торое гласит, что Жертва в определенном отношении бес­помощна, не может позаботиться о себе или в чем-то хуже Спасителя. Акт спасения поддерживает и усиливает не­равное соотношение сил, существующее между Спасите­лем и Жертвой, исключая принятие позиции «Люди в порядке и способны позаботиться о себе сами». Отказ от позиции превосходства и уверенности в том, что некото0ые люди беспомощны, — трудный поступок, но только он может вывести на путь сотрудничества и привести к выходу из игры в спасение.

Вот несколько пунктов, касающихся игры в спа­сение и того, как ее избежать.

1. Любая ситуация, в которой один человек нуждает­ся в помощи другого, является потенциальной ситуаци­ей спасения, где нуждающийся в помощи человек может превратиться в Жертву, а добровольный помощник — в Спасителя. Роль Спасителя предполагает доминирова­ние над Жертвой, отрицание или принижение ее способностей, принятие просьбы о помощи без требования рав­ного участия или навязывание своей помощи, когда о ней не просили. Следовательно:

  • Не помогайте без договора (это в большей степени касается профессиональной помощи).
  • Не считайте, что человек, которому вы помогаете, бес­помощен.
  • Человеку, который ощущает свою беспомощность, помогите найти доступный ему способ помочь себе.
  • Не делайте больше половины работы в ситуации помощи, тре­буйте, чтобы тот, кому помогаете, делал не меньше половины ра­боты.
  • Не делайте того, чего вы не хотите делать.

2. Роль Спасителя предполагает его превосходство над Жертвой. Роль Жертвы предполагает приниженность по отношению к Спасителю. Играя и ту и другую роль, вы неизбежно накапливаете раздражение, которое превра­щает вас в Преследователя.

Преследование - неизбежный результат спасения или исполнения роли Жертвы, пропорционально по своей интенсивности роли, которая игралась до него. Следова­тельно:

♦  Избегайте любого поведения, которое может поста­вить вас в позицию превосходства.

♦  Если вы злитесь на человека, значит, вы спаса­ли его:

  • взяв на себя больше половины работы или
  • сделав что-то, чего вы не хотели, из страха обидеть человека и в результате потерпев неудачу. Напри­мер: выслушали человека, когда вам на самом де­ле было скучно или вы устали; продолжали взаимодействие, когда оно яв­но не было конструктивным.

Подводя итоги, напомню, что мы спасаем другого че­ловека, когда:

  1. Делаем за него то, чего не хотим делать.
  2. Делаем больше 50% работы, помогая ему.

 

 

Подготовлено с использованием материала книги

«Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна» К. Штайнера

 

Приглашаю к обсуждению!

Просмотров: 495 | Добавил: Юленика6782 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
avatar
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Октябрь 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Сайт управляется системой uCozЯндекс.Метрика