Сценарии отнимают у людей самостоятельность. Чем подробнее разработан сценарий, тем меньше степень контроля человека над собственной жизнью и тем сильнее его беспомощность. В состоянии беспомощности человек не может думать, не может самовыражаться, не может ни работать, ни учиться, не может наслаждаться жизнью, не в состоянии бросить пить или курить, не может встать утром, не может лечь спать вечером, не в состоянии плакать или прекратить плакать. Некоторые люди чувствуют себя беспомощными в течение всего времени, другие — лишь иногда.
Люди от природы склонны к сотрудничеству и обладают глубокой потребностью в совместной деятельности и взаимопомощи. Ситуации, где один человек нуждается в помощи, а другой может ему предложить эту помощь, часты в социальной жизни. Настоящая помощь может быть радостным и глубоко удовлетворяющим опытом сотрудничества, и стоит разделить позитивную помощь и неприятный, разрушительный опыт, который Эрик Берн и Клод Штайнер называли игрой в спасение.
Анализ этой игры
Тезис. Эта игра разворачивается вокруг того факта, что люди время от времени нуждаются в помощи, для того чтобы получить желаемое. Однако профессиональные игроки в спасение придерживаются того мнения, что людям, которые нуждаются в помощи, невозможно помочь, а также что они не могут помочь себе сами. Эрик Берн показал, что некоторые игры, которые он назвал «Играми на всю жизнь», «более успешно, чем другие, превращаются в дело всей жизни человека». Игра в спасение — именно такая игра, и в нее охотно играют многие врачи, медсестры и другие представители «помогающих» профессий. Вообще в эту игру, хотя и с меньшей интенсивностью, играют почти все. Три основные роли в этой игре — Спаситель, Преследователь и Жертва.
Позиция Жертвы: «Я не в порядке, Ты в порядке» (я беспомощный и безнадежный; помогите мне). Позиция Спасителя дополняет позицию Жертвы: «Я в порядке, Ты не в порядке» (ты беспомощный и безнадежный, тем не менее я попытаюсь тебе помочь). Позиция Преследователя совпадает с позицией Спасителя: «Я в порядке, Ты не в порядке» (ты беспомощный и безнадежный, и это твоя вина). Эти роли взаимозаменяемы, как и чувства, которые их сопровождают. В случае Жертвы — это чувство беспомощности и стыда, Спасителя — вины, а Преследователя — чувство гнева. Спасение обычно не удается и ведет к Преследованию. Хотя человек в разное время играет разные роли, у каждого из нас есть своя любимая роль и сопровождающие ее чувства (или транзактный рэкет), и эта роль может быть центральной темой сценария.
Понятие о ролях Спасителя, Преследователя и Жертвы впервые появилось в психиатрической литературе в работе Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Берн постулировал, что человек, который в одной ситуации играет одну роль, в другой вполне может сыграть любую из двух оставшихся. Берн пишет, что каждый человек, играющий в определенную игру, может свободно переходить от одной роли к другой, и если, допустим, в одном раунде он играл Жертву, то в другом может стать Спасителем, а затем — Преследователем.
Три роли
Спаситель
Особенно неадекватно в нашем обществе представление о роли Спасителя. Щедрость, самоотдача, бессребреничество и даже сотрудничество как часть этого мифического образа поощряются. Поощряется альтруистичное поведение даже с теми людьми, которые обманывают нас, с теми, кто ведет себя эгоистично и несправедливо. Эта доктрина облегчает эксплуатацию рабочих и «маленьких людей» политиками и сверхбогатыми, так как требует от тех, кто «снизу», проявлять добрую волю, желание помочь, трудолюбие и другие качества, удобные для тех, кто «сверху».
Матери и жены особенно плохо понимают, насколько оскорбительным и ненужным бывает спасение. Им всегда внушали, что отказ от исполнения роли Спасителя губителен для Жертвы (на самом деле наоборот). Спасение считается не вредоносным актом (каковым оно на самом деле является), а проявлением альтруизма, щедрости и желания помочь. Причина такого положения дел — в том, что женщин приучают к роли бесплатной рабочей силы, которая предназначена для облегчения участи мужчин.
Женам алкоголиков часто бывает трудно принять, что их самопожертвование, готовность терпеть и все прощать не помогают их мужьям, а вредят им.
Роль Спасителя «спасает» того, кто ее принял, от положения Жертвы и создает у него ощущение собственной значимости и силы, но это ее единственное преимущество. Свою значимость можно повысить и став Преследователем, хотя эта роль поощряется меньше. Чтобы быть Преследователем, нужно получить специальное разрешение.
Преследователь
Роль Преследователя неизбежно приходит после того, как сыграны роли Жертвы и Спасителя. Любой, кто помогает человеку, который не хочет помочь себе сам, рано или поздно рассердится на Жертву. Каждый раз, когда человек находится в позиции Жертвы, он прекрасно сознает и свое приниженное положение, и то, что в этом положении его удерживает Спаситель, препятствуя любым самостоятельным действиям со стороны Жертвы. Поэтому любой, кто некоторое время играл Жертву, в то время как его партнер спасал его, тоже рано или поздно разозлится. Следовательно, можно с уверенностью предсказать, что любая транзакция Спаситель—Жертва обязательно превратится в транзакцию Преследователь-Жертва.
Жертва
Есть Жертвы и жертвы. Жертва с маленькой буквы — это человек, который испытывает насилие со стороны другого человека. Некоторые люди являются жертвами в чистом виде и не вносят никакого вклада в свое несчастное положение. Например, тот, кого переехал грузовик или ограбили на улице, — настоящая жертва. Но, к сожалению, большинство ситуаций насилия содержат вклад со стороны внутренней Жертвы человека (так называемую виктимность), которая не дает человеку протестовать и сопротивляться несправедливости. Когда одно лицо подвергается насилию со стороны другого лица, Жертва в жертве вступает в сговор с насильником: она игнорирует чувства, которые говорят ей, что над ней совершается насилие, и (или) не использует все свои ресурсы для того, чтобы выйти из своего положения.
Настоящие спасители — пожарные или телохранители: они помогают настоящим жертвам. Главное различие между спасителем и Спасителем — в том, что спаситель ожидает успешного исхода своих действий, а Спаситель — неуспешного (и его ожидания, как правило, бывают вознаграждены). Кроме того, жертвы благодарят своих спасителей, а Жертвы — преследуют.
Никому не нравится быть слабым и беспомощным, но иногда приятно расслабиться и позволить другим позаботиться о себе. Это вполне можно сделать на короткое время, не включаясь в игру «Спасение». Ощущать себя беспомощной Жертвой крайне неприятно, а когда ситуация усугубляется появлением Спасителя, становится еще хуже. Не важно, насколько слабым ты себя чувствуешь, все равно хочется услышать, что ты не полностью бессилен. А когда тот, кто помогает нам, требует и ожидает от нас, что мы сделаем то, что можем сделать сами, это вселяет надежду и новые силы.
Любой человек раздражается, когда с ним обращаются как с беспомощным, особенно если он об этом не просил, а когда мы узнаем, что кто-то сделал для нас что-то, чего мы не хотели и о чем его не просили, мы чувствуем гнев и униженность. Человек, который хочет выйти из позиции Жертвы может попросить, чтобы его не спасали, и вправе требовать честности от того, кто вызвался ему помочь. Часто такие просьбы приходится повторять снова и снова, когда перед тобой человек, который любит спасать и чувствует себя виноватым, когда не делает этого.
Психотерапия помогает эффективно справиться с беспомощностью, выработанной длительным пребыванием в игре спасения. Отказавшись от трех ролей, люди обнаруживают у себя новые способности, о существовании которых они даже не подозревали. Женщины обнаруживают у себя логические способности, способность работать с механизмами, быстроту и силу движений. Мужчины становятся чувствительнее, эмоциональнее, заботливее. У них развиваются навыки расслабления, они впервые ощущают любовь и начинают наслаждаться жизнью. Отбросив роли игры в спасение и руководствуясь своим центром, мы приобретаем власть над своей жизнью и перестаем препятствовать в этом другим.
Подготовлено с использованием материала книги
«Сценарии жизни людей. Школа Эрика Берна» К. Штайнера
Приглашаю к обсуждению!
|